Участие стали в современном автопроме
Мировая металлургическая промышленность – отдельная независимая отрасль, в которой кардинальные изменения происходят очень редко, а любые перемены весьма инерционны. Лидирующим продуктом металлургии десятилетиями остается сталь. Это возможно благодаря тому, что сталь по-прежнему остается основным материалом, используемым в производстве машин и механизмов, строительстве зданий и сооружений.
Несмотря на уверенную стабильность, не прекращаются попытки поиска «идеального» материала, который бы по всем параметрам заменил сталь. С каждым годом на рынок поступают новые пластмассы, композиционные материалы, готовые посоперничать со сталью. Насколько им это удается?
Главным критерием отбора остаются требования конструкторов к используемым материалам. Основные критерии сводятся к трем группам:
- увеличение механической прочности, жесткости при одновременном уменьшении массы;
- повышение сопротивления к окружающим негативным воздействиям;
- увеличение долговечности и надежности использования.
Однако следует учесть, что в современном мире не приветствуются «вечные» машины. Производители осознают, что в противном случае они вскоре останутся не у дел, поэтому речь идет о создании материала, благодаря которому машина будет работать интенсивно, но ограниченное время.
Другим важным требованием бизнеса является доступная цена этих улучшенных материалов. Другими словами производство механизмов и машин должно быть экономически выгодным. Соблюдение этого условия сразу отсекает от широкого промышленного использования целые группы современных материалов. Одними из таких инновационных решений являются углепластик и алюминиевые сплавы, которые применяются в производстве дорогостоящих автомобилей.
Сталь, как материал прошлого и будущего, удобно рассматривать на примере ее использования в автомобилестроении. Для начала не следует забывать, что весь мировой автопром находится под усиленным контролем растущих экологических требований. За последние годы эксперты в области экоконтроля требуют снижения расходов топлива и большего сокращения выхлопов. В связи с этим многие крупные производители автомобилей затрачивают немалые средства на поиск новых способов сокращения топлевопотребления в машине. Однако стало очевидным, что экономия топлива, при желании сохранить основные эксплуатационные свойства техники, приводит к увеличению стоимости авто в несколько раз. Это заметно скажется на потребительском спросе и сделает производство таких автомобилей не выгодным.
Большинство автомобилей, работающих на экономичном и экологически безопасном топливе, из-за своей стоимости много лет продолжают свое путешествие по выставкам и очень далеки от массового производства. Это так же связано со сложностью и ненадёжностью эксплуатации. А самое главное, такие автомобили требуют постройки специализированых дорогостоящих автозаправочных станций.
Намного лучшие результаты дала многолетняя программа внедрения экостандарта «ЕВРО». В рамках данного соглашения было опубликовано более ста постановлений Еврокомиссии при ООН по экономической части, которые заметно увеличили качество защиты окружающей среды. В постановлениях прописаны требования к топливу, соблюдение которых привело к улучшению экологического состояния окружающей среды в 3-5 раз за последние 25 лет. А что самое главное, ужесточение правил привело к созданию многих успешных проектов, которые реализуются во многих серийных производствах автомобилей.