Итоги 2017 года в чёрной металлургии. Часть I

Чёрная металлургия мира в 2017 году пережила, по мнению аналитиков, настоящий период возрождения. Главной причиной стал глобальный рост спроса на металлопродукцию, который заметно увеличил как её цены, так и объёмы производства.

По данным World Steel Associa-tion (WSA), мировое производство стали за 2017 год составило 1,691 млрд т, что на 5,3% выше уровня 2016 года. Производство стали выросло практически во всех регионах мира, за исключением отдельных стран, где оно чаще всего оставалось стабильным.

Годовой выпуск стали в Азии составил 1,163 млрд т, что на 5,4% выше уровня предыдущего года. Евросоюз вышел на уровень 168,7 млн т за 2017 год, что на 4,1% больше, чем годом ранее.

Металлурги США изготовили 81,6 млн т стали (+4%), а Латинской Америки – 43,7 млн т (+8,7%).

При этом объёмы производства стали в мире превосходили уровень предыдущего года ежемесячно (рис. 1).

Тем не менее зимний кризис двухлетней давности, когда в мире простаивала треть производств, преодолён. В первую очередь за счёт госпрограммы КНР по сокращению избыточных и малоэффективных мощностей, крайне негативно отражающихся на экологии страны.

Но даже на оставшихся в строю новых (и не очень) производственных мощностях китайская чёрная металлургия смогла вновь усилить свои позиции в мире. Годовое производство стали в КНР, по данным WSA, выросло на 5,7%, до 832 млн т, и превысило некогда рекордные уровни 2013–2014 годов, близкие к 820 млн т.

По данным Национального бюро статистики КНР, прежде всего этот рост обеспечен опережающим производством плоского стального проката в стране. Выпуск строительной арматуры вырос заметно меньше – на 3,6%. Производство катанки и сварных труб в Китае за год снизилось на 1,7 и 1,9% соответственно.

За 2017 год КНР (под давлением различных санкций) заметно снизила экспорт своей стальной продукции – он впервые за последние три года оказался ниже 100 млн т. Спад за год, по данным Таможенной службы КНР, составил 30,5%, до уровня 75,43 млн т, при небольшом и сравнительно стабильном импорте.

Такая динамика стала возможной только благодаря заметному увеличению внутреннего потребления стальной продукции в Китае. По первым оценкам, за 2017 год оно увеличилось более чем на 8%. Это лучше, чем у подавляющего большинства ведущих металлургических стран мира.